13.04.2022
Влияние семьи на развитие ребенка
Семья для ребёнка - это место его рождения и основная среда, где он растёт и развивается. Она определяет в жизни ребенка очень многое. Одна из наиболее сильных человеческих связей - это связь между родителями и детьми.
Ребёнок будет благополучен, если в семье доброжелательная атмосфера и такие семейные отношения, которые дают чувство защищенности, любви и принятия. Это стимулирует и направляет его развитие.
Незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребёнка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе и позитивного восприятия мира - родительская любовь. Не забывайте говорить своим детям, что вы их любите, им важно слышать это.
Семья должна обеспечивать чувство безопасности - это одно из основных условий нормального развития ребёнка. Ребёнок должен иметь возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Поощряя или осуждая определенные поступки, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка, родители формируют и влияют на его поведение.
Общение в семье формирует мировоззрение ребёнка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Морально-психологический климат семьи - это школа отношений с людьми.
02/03/2022
Как перестать раздражаться на ребенка?
Сердиться, негодовать, раздражаться – все это естественно для любого из нас и почти неизбежно для тех, у кого есть дети. Иногда такие негативные эмоции даже полезны, если взрослые умеют выражать их без вреда для окружающих и могут научить тому же ребенка.
03.02-2022
04.06.2021
Что делать, если ребенок начал кусаться в детском саду
Если речь идет о детях в возрасте до 3 лет, то, как утверждает психолог, кусать других он может из-за банального неумения выражать свои эмоции, любовь, или же у него просто растут зубки. Поведение ребенка, который кусается в возрасте от 3 лет, нормой назвать нельзя. Что же нужно делать в этом случае? Первое действие – найти причину такого поведения. Второе – решить проблему, опираясь на советы психолога, так как «кусачесть» детей – это чаще психологическая проблема.
Внимательно наблюдая за малышом, который начал кусаться дома или в садике, достаточно легко определить причину его агрессивного поведения.
Причина
|
Описание
|
Что делать?
|
Плохой пример
|
Дети часто подражают не только взрослым, но и сверстникам. Поэтому, если в детском саду кто-то из детей кусает ровесников, ваш малыш вполне может перенять эту манеру защиты или агрессии.
|
Ни в коем случае не ругать ребенка. Нужно в дружелюбной форме объяснить, что кусаться нельзя, что таким образом малыш делает больно своим друзьям. А подражать плохим поступкам – значит, стать хулиганом, а не порядочным человеком.
|
Защитная реакция
|
Ребенок может начать кусаться, если его часто обижают дома или в детском саду – отбирают игрушки, толкают, не берут к себе в игру. Поскольку дети в возрасте 3 лет еще неспособны разобраться в сложившейся ситуации из-за отсутствия жизненного опыта и недостаточного развития психоэмоциональной сферы, на обиду они отвечают укусом.
|
Объяснить, что отвечать на обиды кусанием нельзя. Научить контактировать с детьми, делиться игрушками. Если возникают ситуации, когда малыша обижают, научить просить помощи у взрослых, решать конфликт не зубками, а речью.
|
Недостаток внимания
|
Ребенок может кусаться, если родители уделяют ему мало внимания, мало проводят с ним времени. Кусая других детей, он привлекает внимание взрослых и сверстников, и в эти моменты ему абсолютно все равно, чье и какое оно: положительное или отрицательное. Главное то, что его заметили. К тому же в силу своих возрастных особенностей ребенок плохо понимает, что своими действиями он делает кому-то больно.
|
Больше времени проводите с ребенком: играйте, читайте книги, гуляйте на улице, рисуйте, лепите, разговаривайте, в конце концов! Обнимайте своего малыша, говорите о своей любви, рассказывайте о том, как сильно и долго вы его ждали, целуйте, хвалите, поддерживайте.
|
Доказательство собственной значимости
|
Попадая в детский сад, где все чуждо и рядом нет родных, которые защитят и пожалеют, ребенок начинает кусаться, чтобы завоевать авторитет среди сверстников. Желание стать лидером настолько бывает сильным, что малыш попросту не может контролировать его. Поэтому и пытается «подчинить» сверстников достаточно агрессивным методом.
|
Объяснить посредством ролевых игр, что искусанным быть очень обидно, и вряд ли таким способом он добьется расположения со стороны сверстников.
|
Чувство тревоги
|
Кусать других детей (и даже взрослых) ребенок может потому, что ему некомфортно в условиях, где он пребывает в данный момент, или ему страшно, он чувствует себя беззащитным и одиноким.
|
Следует окружить ребенка еще большей заботой и любовью, по возможности дать больше ему личного пространства. Если чувство тревоги у крохи возникает во время адаптации к детскому саду, разрешите взять ему с собой любимую игрушку.
|
Неурядицы в семье
|
Частые ссоры родителей, их развод и конфликты нарушают душевное равновесие ребенка. В ответ на семейные неурядицы ребенок начинает кусать сверстников, взывая таким способом о помощи.
|
Постарайтесь наладить обстановку в семье. Если и происходят какие-либо конфликтные ситуации, старайтесь их решать в отсутствие ребенка.
|
Агрессия со стороны родителей
|
Причем не всегда это побои и крики. Некоторые родители угнетают своих детей чрезмерной строгостью, множественными запретами, авторитаризмом, неуважением. Поэтому у малышей возникает ответная реакция – кусать других, так как морально повлиять на обидчиков он не может.
|
Начните работу с себя. Пересмотрите воспитательные методы, будьте мягче, уважайте мнение своего ребенка, пересмотрите запреты.
|
Как средство коммуникации
|
Ну, кто из родителей ни разу не покусывал крохотные пяточки или бока своего малыша?! А ведь мы так проявляем свою любовь к детям. И если делать это часто, впоследствии кроха может определить для себя эти действия, как выражение положительных чувств – дружбы, уважения, любви, привязанности.
|
Не позволяйте себе кусать ребенка, даже играя. Невинная игра может обернуться серьезной проблемой.
|
Гиперактивность
|
Чрезмерно активные дети чаще норовят укусить своих сверстников, нежели малыши с нормальной активностью. Гиперактивные дошкольники часто не успевают в течение дня использовать накопившуюся энергию, которая впоследствии находит выход через кусания.
|
Распланируйте день ребенка так, чтобы на шалости у него не оставалось времени. Больше гуляйте на улице, обеспечьте ему больше подвижных игр, запишите в спортивную секцию. Однако активность лучше планировать на первую половину дня. После обеда должны преобладать спокойные занятия – рисование, лепка, чтение, конструирование.
|
Усталость
|
Далеко не каждый ребенок может выдержать продолжительный шум, гам, большое скопление людей в одном помещении. От такой суеты спокойные дети (или же, наоборот, нервозные) быстро устают. Психологи утверждают, что укусы в таком случае – это скрытая просьба малыша оставить его в покое, поскольку он слишком устал.
|
Если видите, что ребенок устал, - не трогайте его, обеспечьте ему отдых.
|
Каждую из причин можно определить внимательным наблюдением за ребенком. Если малыш в это время посещает детский сад, попросите педагогический коллектив проследить за вашим крохой, в каких ситуациях он начинает кусать сверстников, что способствует такому его состоянию. Со своей стороны начните уделять малышу больше внимания, интересуйтесь его жизнью, успехами, чаще обнимайте и говорите, как сильно он вам дорог.
Несвоевременная борьба с милой детской привычкой может обернуться тяжкими последствиями – серьезной психической болезнью, самостоятельно справиться с которой невозможно. В дошкольном возрасте с «кусачеством» бороться легче – ребенок подрастает, взрослые прививают ему правильные нормы поведения, он многое понимает и умеет контролировать свои эмоции.
27.04.2021
Психологическая готовность к обучению в школе
Вся дошкольная жизнь ребенка – это и есть подготовка к школе. Дошкольное образование является неотъемлемой частью всей образовательной работы с детьми.
Что определяет готовность ребенка к школе? Психологи выделили такие критерии: физическая и психологическая готовность детей к школе, которая имеет 3 направления: интеллектуальная готовность, социальная, мотивационная готовность ребенка к школе.
Физическая готовность – это хорошее состояние здоровья ребенка, с достаточно развитыми культурно гигиеническими навыками. Ребенок уже знает и соблюдает правила ЖОЗ, у него хорошо развита двигательная деятельность.
Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.
Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать, а также считать.
Готовность ребенка к обучению в школе – это своеобразный итог развития всего периода дошкольного детства, это основа успешного обучения в школе.
Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?
- ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.
– наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
- развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).
- развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация .
- ребенок хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний.
- умеет общаться со сверстниками и взрослыми, легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых.
- умеет принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
- имеет хорошее развитие мелких мышц руки, уверенно владеет карандашом, ножницами.
- хорошо развита пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).
- развита координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
10.04.2021
Теневой Театр у вас дома!
Представьте себе – вечерние сумерки, плотно задернутая штора и замершие в ожидании чуда зрители. Скоро возле самой обыкновенной лампы начнется волшебное представление, сотканное практически из ничего. Театр теней – завораживающее зрелище, которое нравится детям любого возраста, от годовалых малышей до младших школьников, которые с удовольствием принимают участие в подготовке спектакля и придумывают собственные сказки для теневого представления. Для того, чтобы посмотреть театральное представление из света и тени, необязательно идти в настоящий театр. Всё это можно устроить дома, используя подручные материалы. Домашний театр теней – увлекательное и полезное занятие для всей семьи. В подготовке и проведении спектакля могут участвовать все, фантазия бьет ключом, сюжет полон неожиданностей, а уровень сложности декораций и фигурок зависит от интереса малышей и времени, которое все готовы этому уделить.
Подробнее о создании театра теней дома, Вы, можете познакомиться по ссылке https://cloud.mail.ru/public/P4ky/RBGZe3SY1
Что делает психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу и т. п.)
Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Арт-терапия Эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения у участников образовательного процесса.