Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования
детей с задержкой психического развития
(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17)
|
Реализуемый уровень образования |
Дошкольное образование |
Форма обучения |
Очная |
Нормативные сроки обучения |
до 8 лет |
Государственная аккредитация образовательной программы |
Аккредитации не подлежит согласно части 1 статьи 92 Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Языки на которых осуществляется образование |
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации. Образовательная деятельность может осществляться на родном языке из числа народов Российской Федерации, в том числе на русском как родном языке, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования и на основании заявления родителей (законных представителей)
(пункт 11. в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.01.2019 №32)
Положение о языке (языках) образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад №52"
|
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные соответствующей программой |
Образовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей:
1. модуль "Образовательная область "Социально - коммуникативное"
2. модуль "Образовательная область "Познавательное развитие";
3. модуль "Образовательная область "Речевое развитие";
4. модуль "Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие";
5. модуль "Образовательная область "Физическое развитие".
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена предметами: "Занимательные финансы", "Мы живем на Урале".
|
Практики, предусмотренные соответствующей образовательной программой |
Реализация практик образовательной программой не предусмотрена |
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии |
Для реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии |
Описание образовательной программы |
ФГОС – документ, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. При этом среди важнейших принципов выступает учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Стандарт направлен на решение широкого спектра задач, актуальных для образования всех детей дошкольного возраста. Приоритетными для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) являются задачи: - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья; - обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования; (ФГОС ДО часть 1.6. п. 7) возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. Настоящая Адаптированная основная образовательная программа (далее – АООП) дошкольного образования разработана для детей дошкольного возраста (с 3 до 7лет) с задержкой психического развития (ЗПР). Задержка психического развития – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, деятельности. Специфические особенности развития этой категории детей негативно влияют на своевременное формирование всех видов дошкольной деятельности: изобразительной, игровой, конструктивной. Полиморфность нарушений и разная степень их выраженности определяют различные возможности детей в овладении основной образовательной программой на дошкольном этапе. АООП – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО на основании Примерной адаптированной основной образовательной программы (ПрАООП) в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ. По своему организационно-управленческому статусу АООП, реализующая принципы Стандарта, раскрывает общую модель построения образовательного процесса дошкольного образования детей с ЗПР и проектирования образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития дошкольников с ЗПР (Программы коррекционной работы). Содержание АООП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел включает пояснительную записку, в которой рассматриваются значимые для разработки и реализации АООП клинико-психолого-педагогическая характеристика и особые образовательные потребности детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития. В целевом разделе раскрываются цели, задачи, принципы и подходы к формированию АООП и механизмы ее адаптации; представлены структурные компоненты программы, алгоритм формирования содержания образовательной деятельности, в том числе по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР; раскрываются целевые ориентиры АООП и планируемые результаты ее освоения, а также механизмы оценивания результатов коррекционно-образовательной деятельности педагогов. Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; а также содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР (КТП (календарно-тематический план) коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития)) является неотъемлемой частью АООП ДО. Она реализуется во всех образовательных областях, а также через специальные коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия. Программа реализуется в группах компенсирующей направленности. В случае обучения ребенка с ЗПР в инклюзивной группе педагоги сопровождения адаптируют индивидуальную программу ребенка с учетом содержания коррекционно-развивающего блока. Организационный раздел раскрывает особенности развивающей предметно- пространственной среды; кадровые условия реализации Программы; ее материально-техническое и методическое обеспечение; финансовые условия реализации; планирование образовательной деятельности; организацию жизни и деятельности детей, режим дня, а также содержит перечень нормативно-организационных документов и методических материалов, специальных литературных источников. Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию.
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития
|
Методические и иные документы, разработанные ОО для обеспечения образовательного процесса, а также рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, включаемых в основные образовательные программы в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в "Российской Федерации |
Положение об оказании логопедической помощи в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад №52" от 25.08.2020 №86 "
Положение о психолого-педагогическом консилиуме в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад №52" от 31.01.2020 №13/1
|
Численность обучающихся по программам за счет бюджетных ассигнований |
общая численность обучающихся - 183
численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета - 0
численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – 0
численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации - 183
численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации – 0
численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - 0
численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами, за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - 0
численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее договор об оказании платных образовательных услуг) - 0
численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами, по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее договор об оказании платных образовательных услуг) - 0
|
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (выписке из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности) |
Лицензия на осуществление образовательной деятельности Приложение к лицензии
Выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности
|
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17
|
Реализуемый уровень образования |
дошкольное образование |
Форма обучения |
очная |
Нормативные сроки |
до 8 лет |
Государственная аккредитация образовательной программы |
Аккредитации не подлежит согласно части 1 статьи 92 Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» |
Языки на которых осуществляется образование |
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации. Образовательная деятельность может осществляться на родном языке из числа народов Российской Федерации, в том числе на русском как родном языке, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования и на основании заявления родителей (законных представителей)
(пункт 11. в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.01.2019 №32)
Положение о языке (языках) образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад №52"
|
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные соответствующей программой |
Образовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей:
1. модуль "Образовательная область "Социально - коммуникативное"
2. модуль "Образовательная область "Познавательное развитие";
3. модуль "Образовательная область "Речевое развитие";
4. модуль "Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие";
5. модуль "Образовательная область "Физическое развитие".
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена предметами: "Занимательные финансы", "Мы живем на Урале".
|
Практики, предусмотренные соответствующей образовательной программой |
Реализация практик образовательной программой не предусмотрена |
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии |
Для реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии |
Описание образовательной программы |
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения. Дошкольники с ТНР овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ТНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развитии морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. При включении ребенка с речевыми нарушениями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения. Реализация данного условия возможна благодаря имеющейся в Российской Федерации системы медико- психолого-педагогической помощи дошкольникам с ТНР. Данная Адаптированная программа (далее – Программа) разработана: • с учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования; • в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт); • на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи. Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения. Программа является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее – Детский сад) самостоятельно разрабатывают и утверждают основную общеобразовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. По своему организационно-управленческому статусу данная Программа обладает модульной структурой. Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционную программу). АООП для детей с ТНР предполагает: - конкретизацию планируемых результатов и целевых ориентиров для детей разных возрастных групп с учетом особенностей речеязыковых нарушений и сопутствующих проявлений; - дополнение содержательного раздела направлениями коррекционно-развивающей работы, способствующей квалифицированной коррекции недостатков речеязыкового развития детей, психологической, моторно-двигательной базы речи, профилактике потенциально возможных трудностей в овладении грамотой и обучении в целом; - определение содержания программы коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи с учетом структуры дефекта, с обоснованным привлечением комплексных, парциальных программ, методических и дидактических пособий и иных содержательных ресурсов, предназначенных для использования в работе с детьми, имеющими речеязыковые нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре дефекта; - конкретизация и дополнение пунктов организационного раздела с учетом изменений, необходимых для эффективной работы с детьми с ТНР в части планирования образовательной деятельности, обеспечения психолого-педагогических условий развития детей, режима и распорядка дня, кадрового обеспечения, оформления предметно-развивающей среды, перечня нормативных и нормативно-правовых документов, перечня литературных источников. АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи опирается на использование специальных методов, привлечение специальных комплексных и парциальных образовательных программ (полностью или частично), специальных методических пособий и дидактических материалов. Реализация АООП для детей с ТНР подразумевает квалифицированную коррекцию нарушений развития детей в форме проведения подгрупповых и индивидуальных занятий. Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как: – игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры), – коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми), – познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как: – восприятие художественной литературы и фольклора, – самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), – конструирование (конструкторы, модули, бумага, природный и иной материал), – изобразительная (рисование, лепка, аппликация), – музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), – двигательные (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи в общество. Коррекционная программа: - является неотъемлемой частью адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи; - обеспечивает достижение максимальной коррекции нарушений развития; - учитывает особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи в виде целевых ориентиров в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности. В Организационном разделе программы представлены условия, в том числе материально- техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогически, кадровые и финансовые условия реализации программы. В части финансовых условий описаны особенности финансово- экономического обеспечения дошкольного образования детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса. Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию.
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
|
Методические и иные документы, разработанные ОО для обеспечения образовательного процесса, а также рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, включаемых в основные образовательные программы в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в "Российской Федерации |
Положение об оказании логопедической помощи в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад №52" от 25.08.2020 №86 "
Положение о психолого-педагогическом консилиуме в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад №52" от 31.01.2020 №13/1
|
Численность обучающихся по программам за счет бюджетных ассигнований |
общая численность обучающихся - 0
численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета - 0
численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – 0
численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации - 0
численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации – 0
численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - 0
численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами, за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - 0
численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее договор об оказании платных образовательных услуг) - 0
численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами, по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее договор об оказании платных образовательных услуг) - 0
|
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (выписке из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности) |
Лицензия на осуществление образовательной деятельности Приложение к лицензии
Выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности
|